«Почемучки»

Основное положение программы: подготовка к школе носит развивающий характер; обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; инвариативна и готовит к любой системе школьного образования.

Основные принципы построения программы: общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенции; поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно- нравственных установок и ориентации; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.

Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как:

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
  • систематичность и последовательность;
  • вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность;
  • комплексность;
  • взаимосвязь с окружающим миром;
  • использование произведение искусства, интеграция всех видов искусства, произведение детского творчества;
  • разнообразие игровых и творческих заданий;
  • многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая, музыкальная, художественно-речевая, театрализованная).

    Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность; конструирование и моделирование. Виды действий в процессе конструирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.

    Программа состоит из следующих курсов:

    Курс «От слова к букве» (развитие речи, знакомство с буквами, художественная литература) нацелен на разностороннее развитие ребёнка посредством различных видов деятельности, выполняющей функции развития связной речи, фонетического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Курс ведёт подготовку к обучению чтению и обучению письма; на развитие интереса к художественной литературе, воспитывает чувство юмора. Курс помогает детям объяснить основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.

    Курс «Математические ступеньки» направлен на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики, понимать относительность свойства, делать основные выводы.

    Курс «Зелёная тропинка» основывается на коррекции и развитии накопленных в дошкольном возрасте природоведческих представлений. В основу подготовки положены непосредственные наблюдения, действия с предметами, элементарные эксперименты, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. «Предметное окружение» расширяет и уточняет представления детей о предметном мире: о видах транспорта, о предметах, облегчающих труд взрослых на производстве. «Явления общественной жизни» – расширяет круг знаний и представлений о явлениях окружающей действительности, их связи, взаимоотношения и взаимозависимости.

Педагоги

Учитель начальных классов: Тухватулина Рушания Зиннуровна 

Содержание программы

Содержание занятий опирается на программные требования:

1. Ознакомление с окружающим миром:

1) Расширять представления детей о родной стране, крае, поселке, о труде людей; дать представления о школе и правилах поведения, учащихся в ней детей.

2) Расширять представления детей о предметах, их существенных признаках и классификации.

3) Расширять и углублять представления детей о живой и неживой природе, об изменениях в ней и об её охране.

4) Учить ориентироваться во времени (времена года, дни недели и т. д.)

2. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте:

1) Активизировать, расширять и уточнять словарь детей.

2) Развивать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Совершенствовать фонематический слух (учить называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове и т. д.), отрабатывать дикцию.

3) Учить делить слова на слоги.

4) Дать первоначальные представления о предложении.

5) Закреплять умения отвечать на вопросы, самостоятельно связно и последовательно передавать содержание текста.

6) Совершенствовать умение составлять рассказы.

 

3. Развитие элементарных математических представлений:

1) Совершенствовать навыки счёта в пределах 10 в прямом и в обратном порядке и отношений между числами натурального ряда.

2) Учить решать стихотворные задачи.

3) Дать первоначальные представления о геометрических фигурах и о пространственной ориентировке.

4) Учить детей ориентироваться на листе бумаги.

4. Работа по развитию и укреплению мелкой моторики рук.

1) Штриховка (Тетрадь в линию).

2) Работа по разлиновке в тетради с направляющей: предметы, элементы букв, узоры, прямые и наклонные.

3) Лепка, конструирование.

4) Рисование.

5) Практическое выполнение рисунков, узоров и т.д. в тетради в клетку на уроках математики.

Цели программы

Обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе.

Результат программы

- владеть универсальными предпосылками учебной деятельности – уметь работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

- распознавать на рисунках и в природе изученные растения и животных;

- перечислять в правильной последовательности времена года и кратко характеризовать их признаки;

- применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых познавательных задач, предлагать собственный замысел конструктивной деятельности и воплощать его в рисунке, поделке, модели и т.д.;

- проявлять осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям;

- соблюдать элементарные правила безопасности дорожного движения и безопасного поведения в мире природы;

- проявлять заинтересованное и бережное отношение к природному окружению, соблюдать простейшие правила поведения в природе;

- расширять представления детей о родной стране, крае, поселке, о труде людей; дать представления о школе и правилах поведения, учащихся в ней детей;

- расширять представления детей о предметах, их существенных признаках и классификации.