Юный исследователь

Программа – ориентирована на практическую деятельность учащихся 1-4 классов. Основные принципы построения программы:

- принцип единства сознания и деятельности;

- принцип наглядности;

- принцип личной ориентации;

- принцип системности и целостности;

- принцип экологического гуманизма;

- принцип краеведческий;

 

принцип практической направленности Структура программы:

- Этап мотивации

- Этап внедрения

- Этап обобщения

Построение учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные учебные модули, представляющие собой самостоятельные звенья одной цепи. Пройдя первый круг во второй, третьей и четвертой четвертй первого класса, возвращаемся к аналогичным занятиям во втором, третьем и четвёртом классах, но уже на более сложном уровне, учитывая возрастные особенности учащихся. В начальных классах, исследовательская работа по изучению роста и развития растений понятна, доступна и интересна детям. Необходимо проводить исследования систематически, поддерживая интерес учащихся к данному виду деятельности.

Данная программа выполняет основную функцию – прогностическую. Она позволяет:

- задать предполагаемый конечный результат обучения

- оперативно внести изменения непосредственно в процессе обучения

- позволяет отследить предварительную оценку качества знаний и прогнозировать качество образования на заключительном этапе.

Особенность программы заключается в том, что в ней есть основание для внедрения – воспитание исследовательского поведения учащихся. Она адресная – для учащихся начальной школы. В ней есть ядро – обучение исследовательским умениям через исследования роста и развития растений. В программе прописаны требования к подготовке учащихся, обозначен объём обучения в часах, определён понятийный аппарат (методы, способы решения поставленных задач, средства, приёмы), спланирована практическая часть. В течение 4 лет обучения осуществляется учёт индивидуальных особенностей учащихся через подбор индивидуальных заданий разного уровня сложностей, направленных на развитие метапредметных умений (оформлять результаты, описывать, характеризовать объекты, формулировать проблемы, ставить цели, планировать задачи, выдвигать гипотезы, классифицировать и систематизировать факты, явления, объекты, обобщать полученные знания, делать выводы). В программе отражены.учебные модули, основные сферы применения полученных знаний, связь с другими дисциплинами, использования ИКТ (информационно-коммуникативных технологий) в процессе обучения, подготовке и защите проектов. В процессе работы предоставляется возможность осознания значения курса в целом.

Задачи программы:

- Сформировать мотивы к познанию через организацию учебного исследования и разработку проекта

- Сформировать умения и навыки исследовательского поиска и обработки новой информации

- Сформировать у школьников основы культуры мышления, исследовательского поведения в познании окружающего мира

Воспитывать юного исследователя

Последовательность формирования исследовательских умений учащихся:

Умение задавать вопросы

Умение видеть проблему

Умение выдвигать гипотезы

Умение давать определения понятиям

Умение обобщать и классифицировать

Умение и навыки наблюдения

Умения и навыки осуществлять наблюдения

Умение анализировать и делать выводы

Умения и навыки структурирования материала (оформление результатов)

Умение работать с текстом

Умение доказывать, защищать свои идеи

Педагоги

Кашицкая Светлана Ивановна - педагог дополнительного образования

Содержание программы

Этап мотивации 

В сентябре осуществляется работа по поддержанию и развитию интереса к исследовательской деятельности учащихся:

- рассказы детей о летних наблюдениях, о выявленных проблемах, которые хотят разрешить в этом году;

- повторение знаний по организации исследовательской работы;

- повторение знаний о структуре создания проекта;

- определение тем исследований на год;

- формирование групп по интересующим проблемам;

- планирование исследовательской работы;

- формулирование проблемы, постановка цели, выдвижение гипотез по исследуемой теме.

 

Этап внедрения 

С октября по апрель ведётся работа по проведению исследований по выбранным темам:

- определение источников для сбора информации по темам и их изучение;

- выбор растений для экспериментов по выращиванию растений в разных условиях

отбор способов размножения растений разными способами;

- выбор растений для проведения опытов по проверке способов размножения

выдвижение гипотез, их подтверждение и опровержение;

- определение понятий: части растений, состав, структура почвы;

- создание разных условий для проращивания, посадки, выгонки растений;

- знакомство с логическими операциями (анализ, синтез, классификация, умозаключения -выводы);

- обучение постановке вопроса и построение доказательного ответа;

- организация оформления результатов исследований в дневник наблюдения;

- оформление результатов, отображающих развитие растений в графики;

- сбор информации исследований (фотографии этапов развития растений).

 

3. Этап обобщения 

В мае происходит окончательное осмысление исследовательской работы и создание проектов по темам «Развитие растений в разных условиях» и "Размножение растений разными способами":

- анализ проделанной работы (самоанализ и самооценка деятельности);

- формулировка выводов, уточнение проблемы, целей, задач, гипотез;

- создание, оформление, подготовка к защите проектов;

- выступление с защитой проектов перед товарищами и родителями;

- исследование строения семени (заглянем внутрь семени);

- планирование исследовательской работы летом и на следующий год

 

Цели программы

Развитие мотивов к познанию, исследовательских способностей и умений учащихся начальных классов.

Результат программы

Ученики должны осознать роль исследований в познании окружающего мира и научиться добывать самостоятельно достоверную информацию об интересующем объекте из разных источников.

У учащихся должен быть преодолён барьер боязни проведения самостоятельных творческих изысканий в любых сферах деятельности и, прежде всего, в сфере учебных дисциплин. Должно появиться стремление использовать исследовательские методы в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с окружающим миром. Выпускник начальной школы – сформированный юный исследователь.