Предпрофессиональная программа «Народные инструменты»

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты» направлена на:

  • выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;
  • подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные
  • профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

Творческая атмосфера при коллективном музицировании предполагает активное участие детей в практической исполнительской деятельности. При этом каждый ребенок становится активным участником ансамбля народных инструментов, независимо от уровня его способностей в данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере.  Работа с ансамблем помогает педагогу выявить одаренных детей, которые в процессе обучения могут проявить способности, позволяющие им продолжить музыкальное образование на профессиональном уровне.

Конечно, не все выпускники детской школы искусств станут профессиональными артистами или посвятят свою жизнь искусству, но у каждого в сердце поселится мир прекрасного, мир искусства.

 

Срок освоения дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «народные инструменты» для детей, поступивших в ДМШ в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.

 

Срок освоения программы «народные инструменты» для детей, поступивших в ОУ в первый класс в возрасте с 10 лет до 12 лет, составляет 5 лет.

Педагоги

Бормышева Мария Дмитриевна, преподаватель по классу аккордеона
Бормышев Тарас Васильевич, преподаватель по классу аккордеона
Тимашкова Татьяна Васильевна, преподаватель I квалификационной категории по классу баяна                          Осокина Зинаида Анатольевна, преподаватель высшей квалификационной категории по классу домры                Курнавина Татьяна Николаевна, преподаватель по классу гитары
Потехина Людмила Викторовна, преподаватель I квалификационной категории по классу фортепиано
Самкова Татьяна Владимировна, преподаватель I квалификационной категории по классу баяна
Святова Светлана Анатольевна, преподаватель I квалификационной категории по классу фортепиано
Семенова Татьяна Анатольевна, преподаватель I квалификационной категории вокально-хоровых дисциплин
Скурихина Ирина Васильевна, преподаватель высшей квалификационной категории по музыкально-теоретическим дисциплинам
Степанова Ольга Васильевна, преподаватель высшей квалификационной категории по музыкально-теоретическим дисциплинам
Лукьянова Татьяна Владимировна, преподаватель I квалификационной категории по классу фортепиано
Федорова Александра Григорьевна, преподаватель I квалификационной категории вокально-хоровых дисциплин

 

Содержание программы

Учебный план предусматривает следующие разделы:

 

Музыкальное исполнительство:

· Музыкальный инструмент домра, баян, аккордеон, гитара.

· Ансамбль

· Фортепиано.

· Хоровой класс.

Теория и история музыки

· Сольфеджио.

· Слушание музыки.

· Музыкальная литература.

Вариативная часть

· Коллективное музицирование

· Оркестровый класс

 

Цели программы

Создать благоприятные условия для развития творческой личности и раскрытия таланта у ребенка средствами инструментального исполнительства на народных инструментах, приобщение его к ансамблевому исполнительству.

 

Задачи программы:

 

Воспитательные:

  • воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
  • формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
  • формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
  • воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности.

Образовательные:

  • формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;
  • приобретению навыков творческой деятельности, в том числе коллективного музицирования.

Развивающие:

  • выработка у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умение планировать свою домашнюю работу;
  • осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата;
  • формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам.

Результат программы

Предметные результаты программы:

В результате реализации программы обучающиеся будут знать и уметь:

  • знания художественно-эстетических, технических особенностей, характерных для сольного, ансамблевого и оркестрового исполнительства;
  • знания музыкальной терминологии;
  • умения грамотно исполнять музыкальные произведения соло, в ансамбле/оркестре на народных инструментах;
  • умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
  • умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
  • умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;
  • первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;
  • навыков публичных выступлений;
  • знания музыкальной грамоты;
  • знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;
  • первичные знания в области строения классических
    музыкальных форм;
  • умения использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;
  • умения осмысливать музыкальные произведения, события путем изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;
  • навыков восприятия элементов музыкального языка;
  • навыков вокального исполнения музыкального текста;
  • навыков анализа музыкального произведения;
  • навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;
  • навыков записи музыкального текста по слуху;
  • первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.

Метапредметные результаты:

Отработка практических навыков исполнительского искусства нужна как детям, так и взрослым артистам. Освоение программного материала по предмету предполагает зачет или итоговый концерт, однако, этого бывает недостаточно для выработки навыков игры на публике. У многих юных артистов существует боязнь сцены, когда хороший теоретик может проявиться плохим практиком. Отрабатывать навыки индивидуально-личностного плана выступлений на сцене ребенку поможет только многократная практика:

  • наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
  • сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности народных инструментов для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
  • знание в соответствии с программными требованиями репертуара для народных инструментов, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);
  • навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;
    навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;
  • наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
  • наличие музыкальной памяти, развитого мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;
  • наличие элементарных навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста;
  • навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.

Личностные результаты:

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

  • способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения сформированные основы эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
  • развитие аналитических способностей, умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов;
  • развитие музыкального мышления, навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его понимание и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств;
  • способность осуществлять элементарный анализ музыкального произведения с объяснением роли выразительных средств.

Особые условия проведения

Необходимо наличие музыкального инструмента у ребенка.

 Обучение по программе предусматривает обязательное посещение других учебных предметов: сольфеджио, музыкальная литература, фортепиано.

Материально-техническая база

Материально-техническая база ДМШ соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда, соблюдаются своевременные сроки текущего и капитального ремонта, созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов и учебного оборудования.

Для реализации программы ДМШ располагает необходимым количеством учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-техническим обеспечением:

· концертный зал с необходимым оборудованием (роялем, светозвуковой аппаратурой);

· библиотека;

· помещения для работы с аудио- и видеоматериалами, просмотра видео;

· учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий, оснащенные учебными досками, столами, стульями, шкафами, стеллажами, музыкальными инструментами, звуковой и видеоаппаратурой.

 

Учебные аудитории имеют звукоизоляцию и оформлены наглядными пособиями, техническим оборудованием (при необходимости). Учебные аудитории для индивидуальных занятий имеют площадь не менее 9 м2, для групповых – не менее 12 м2.