Выразительное чтение

 Выразительное чтение в условиях дополнительного образования – это художественное чтение. Художественное чтение является исполнительским искусством, задача которого – превратить слово написанное в слово звучащее. Выразительное чтение предполагает соавторство писателя, поэта и чтеца. Работа в творческом объединении позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова. В последнее время в нашей стране ощущается дефицит чтения взрослыми и особенно детьми, подростками. Дети мало читают, недостаточно знают классическую отечественную литературу. Содержание программы «Выразительное чтение» призвано не только нацелить обучающихся на выразительное чтение отрывков из художественных произведений, но и на понимание текста, что возможно только при условии полного прочтения произведения. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Выразительное чтение» имеет социально-педагогическую направленность, ориентирована на развитие познавательных интересов детей в области литературы, на воспитание культурного человека, живо интересующегося поэтическими и прозаическими произведениями классиков русской литературы и мастеров художественного слова детской литературы

Педагоги

Савельева Елена Михайловна учитель русского языка и литературы (1 кат.)

Содержание программы

 

1.Техника чтения.

Теоретические занятия: Развитие навыка выразительного чтения и рассказывания.

Практические занятия: Чтение стихов. Работа над гибкостью голоса. Умение пользоваться силой и высотой звука. Умение пользоваться темпом речи. Развитие практических навыков устной речи. Развитие практических навыков выразительного чтения.

2.Логика речи.

Теоритические занятия: Средства логической выразительности речи (ударение, паузы, логическая мелодия). Членение текста на речевые звенья. Логическое ударение. Логическая мелодия. Пауза, логическая мелодия и знаки препинания. Умение передать средствами интонации особенности различных синтаксических конструкций.

Практические занятия: Чтение прозаического произведения.

3.Эмоционально-образная выразительность.

Теоретические занятия: Основа эмоционально-образной выразительности. Проявление в чтении мыслей и эмоционально-волевых устремлений читающего.

Цели программы

Создание условий для последовательного и целенаправленного совершенствования речевой деятельности обучающихся во всех её разновидностях через овладение грамотным говорением, слушанием, чтением.

Результат программы

По окончании  года обучающиеся должны знать:

Значение понятий: речевая пауза, логическое ударение, интонация, орфоэпия, темп речи, тембр голоса, ритм речи;

Определение изобразительно-выразительных средств: эпитет, сравнение, метафора;

Особенности литературных жанров: басня, проза, сказка, стихотворение;

Разновидности рифм: кольцевая, перекрестная, парная;

Разновидности жестов: произвольные, ритмические, иллюстративные, подтекстовые;

Обучающиеся должны уметь:

- Выразительно читать поэтические произведения;

- Выразительно читать по ролям;

- Рифмовать существительные и глаголы;

 

- Находить в поэтических произведениях изобразительно-выразительные средства: эпитеты, сравнения, олицетворения и др.;

- Определять мораль басни, выразительно читать басню наизусть;

 

- Уметь писать мини-сочинения на заданную тему.

Особые условия проведения

Учащиеся должны:

• различать виды текста, уметь выбирать текст, соответствующий поставленной учебной задаче;

• уметь выразительно читать и пересказывать текст;

•  анализировать и исправлять деформированный текст: находить ошибки, дополнять, изменять, восстанавливать логику изложения; составлять план текста: делить его на смысловые части, озаглавливать каждую; пересказывать по плану.

•  различать особенности диалогической и монологической речи; выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью;

• уметь составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;

•  формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы.

 

 

Материально-техническая база

Учебная аудитория, оснащенная:

- столами,

 

- стульями,

 

- магнитофоном

 

- ноутбуком.