«Мастерская песочных чудес»

Направленность программы – социально-педагогическая. Рисование песком и игры с ним как нельзя лучше подходят для психологической подготовки к школе. Данный вид творчества, как средство коррекции психических трудностей, позволяет маленькому художнику преодолеть страх, дает свободу, вселяет уверенность в свои силы. Песок – та же краска, прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления. Создавая «песочные страны», ребёнок входит в диалог с окружающим миром, а взрослый получает возможность увидеть его мир и научить правильно взаимодействовать с этим миром.

Песок имеет замечательное свойство «заземлять» негативную психическую энергию, взаимодействие с ним стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, улучшает самочувствие, повышает адаптивные возможности, ребенок быстрее адаптируется к школе. В песочнице можно смоделировать будущие победы и успехи, найти выход из кризиса, построить собственный путь к счастью, а главное, что все в игровой форме. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития, саморазвития и ведет к сокращению сроков психофизической адаптации. Владея техникой рисования песком, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает творческий характер детской продуктивной деятельности.

Содержание и материал дополнительной общеобразовательной программы «Песочное творчество» рассчитан на 2 года: 1 год обучения – начальный уровень, 2 год обучения – базовый уровень. Основу программы первого года обучения составляют два модуля: «Песочная терапия» (игры в песочнице с сухим и мокрым песком) и «Художественное творчество» (рисование песком на световых столах). На втором году обучения продолжается работа по модулю «Художественное творчество» и вводится новый модуль «Волшебные руки». Данный модуль включает в себя развитие креативности и знакомство с разными техниками: аппликация, тестопластика, кляксография, монотипия, печать по трафарету, рисование мятой бумагой, оригами, квиллинг, конструирование из различных материалов (бумага, картон, природные материалы, ткани, нитки и т. п.) и др.

Процесс реализации программы включает в себя комплекс различных методов обучения: игровой, проблемно-поисковый, репродуктивный, иллюстративно-пояснительный, а также модульные и информационные технологии обучения.

Педагоги

Земская Людмила Валерьевна, высшая квалификационная категория по должности «педагог дополнительного образования». Образование – высшее, в 2001 году окончила Красноярский государственный технический университет по специальности «Информационные системы в социальной психологии», квалификация по диплому «Информатик-социальный психолог». В 2016 году прошла профессиональную переподготовку по программе дополнительного профессионального образования «Педагог декоративно-прикладного искусства дополнительного и общего образования в условиях реализации ФГОС», АНО «АДПО» (288 ч. № 452404091367).

С целью обобщения и распространения опыта принимает участие в конкурсах профессионального мастерства:

2016 г., дипломы за 1 место в краевой акции "Спорт – альтернатива пагубным привычкам«.

2016 г., диплом за 2 место во Всероссийской олимпиаде «ФГОС-ПРОВЕРКА», Блиц-олимпиада "Культура речи педагога, как фактор развития речевой коммуникации детей«.

2016 г., диплом за 1 место в Муниципальном этапе XIII Всероссийской акции «Спорт – альтернатива пагубным привычкам», в номинации "Ведущие за собой«.

2018 г., диплом за 1 место во Всероссийской олимпиаде «ФГОС-ПРОВЕРКА», Блиц-олимпиада "Актуальные проблемы современной детской психологии в контексте повседневной работы практического психолога«.

Совершенствует профессиональные навыки на курсах повышения квалификации:

· 2016 г., КГАОУ ДПО (ПК)С «КК ИПК и ПП РО», «Профессиональное развитие специалиста УДО с учетом требований новых стандартов», 72 часа, № уд. 5047;

· 2016 г., КГАОУ ДПО (ПК)С «КК ИПК и ПП РО», «Программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации: управление разработкой и мониторинг результатов воспитания», 108 часов, № 14320/уд.

· 2017 г., Норильский филиал КГАОУ ДПО (ПК)С «КК ИПК и ПП РО», «ТРИЗ: современная образовательная практика в достижении результатов образования обучающихся», 72 часа, № 6629.

· 2018 г., КГАОУ ДПО (ПК)С «КК ИПК и ПП РО», «Развитие профессиональной компетенции педагога по работе с семьей», 72 часа, № 45547.

2019 г., НОУДО «Бизнес-Профи», «Семейные сценарии» – повторяющиеся паттерны семейных историй, участники и авторы. Как диагностировать и как изменить", 36 часов, № 1599.

Содержание программы

Учебно-тематический план 1 года обучения.

Модуль 1. "Песочная терапия"

I.Введение (диагностика)

II.Блок планирования

III."Мир чувств и коммуникации"

IV.Формирование саморегуляции

V.Блок фантазирования

VI.Итоговое занятие (диагностика)

Модуль 2. "Художественное творчество"

I.Введение (диагностика)

II.Отработка техники рисования песком

III."Мир животных и растений"

IV."Скоро праздник"

V."Алфавит"

VI.Составление композиций

Учебно-тематический план 2 года обучения.

Модуль 1. "Волшебные руки"

I.Введение

II.Работа с природным материалом

III.Работа с бумагой

IV.Поделки из картона

V.Тестопластика

VI.Поделки из разного материала

VII.Итоговое занятие

Модуль 2. "Художественное творчество"

I.Введение

II."Люди, человек"

III."Живой мир"

IV."Праздники"

V."Транспорт"

VI."Здания и сооружения"

VII.Составление композиций

Цели программы

Цель программы: комплексное развитие детей, адаптация к учебной деятельности и приобретение учащимися новых знаний в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства посредством песочной терапии.

Результат программы

Результатом обучения по программе станет: знакомство детей с новыми художественными материалами и техниками, развитие навыков и приёмов изобразительной деятельности (на плоскости и в объёме), наблюдательность, терпеливость, усидчивость, аккуратность, развитие навыков ведения коллективной и индивидуальной творческой работы; умение понимать и видеть красоту в окружающей действительности, передавать собственное восприятие мира через художественную деятельность. Обучение способствует формированию интереса и желания творить, развивает координацию движений, мелкую моторику. Занятия создают положительный настрой и доставляют радость. Ребёнок получает удовольствие от своей работы и от обучения.

В ходе обучения у учащихся сформируются основные качества личности: эмоциональная стабильность, уверенность, коммуникабельность, отзывчивость, толерантность, происходит становление ключевых компетентностей, таких как информационная, коммуникативная, социальная, организаторская и рефлексивная.

Результативность освоения программы отслеживается по каждому модулю отдельно, а также по результатам участия в конкурсах и выставках декоративно-прикладного искусства.

К концу I года обучения по программе учащиеся должны знать:

- основные способы саморегуляции и фантазирования;

- отличать основные эмоции;

- алфавит.

уметь:

- ориентироваться на плоскости и рисовать обеими руками;

- создавать легкие композиции на световом столе;

- связно и правильно представлять свои работы;

- придумывать короткие, логические сказки, истории, рассказы;

владеть:

- 1 – 2 способами саморегуляции.

В конце II года обучения по программе учащиеся должны знать:

- основные техники ДПТ и отличать их друг от друга;

- свойства цвета и основы создания композиции;

- технику безопасности при работе с инструментами;

- технику работы с изобразительными средствами и т.д.

уметь:

- самостоятельно планировать и соотносить свои действия с планируемым результатом;

- выстраивать межличностные взаимоотношения, конструктивно решать конфликтные ситуации;

- отстаивать свои интересы и убеждения, не прибегая к насилию;

- распознавать и управлять своими эмоциями и негативными чувствами;

- выражения чувств, принятыми в обществе формами;

- уважительно относиться к другому человеку, его мнению, культуре, традициям;

- активно применять полученные знания и умения в жизни школы, семьи, общества;

- работать аккуратно, коллективно и т.д.

владеть:

- обеими руками при рисовании на песке и листе бумаги;

- своими эмоциями, нормами и правилами поведения в различных сферах;

- критически осмысливать свои поступки и социальные роли;

пониманием и принятием различий между людьми.

Особые условия проведения

Приём в «Мастерскую песочных чудес» свободный и осуществляется в начале учебного года с превышением числа учащихся, учитывая естественный отсев. В начале 1 года обучения проводится входящая диагностика на выявление имеющегося уровня креативности. Ограничений по состоянию здоровья нет.

В связи с тем, что обучение осуществляется на песочных световых столах, происходит деление учащихся на подгруппы по 5-6 человек. 

Материально-техническая база

Программа реализуется в учебном кабинете, оснащенном необходимым оборудованием и материалами. Материально-техническое обеспечение для реализации программы (из расчета 10 человек в группе) включает в себя:

Стул ученический – 10 шт.

Стол ученический – 5 шт.

Стол для песочного рисования – 6 шт.

Короб для песка 50×90×10 – 2 шт.

Шкаф-витрина – 2 шт.

Музыкальный центр – 1 шт.

Экран – 1 шт.

Проектор – 1 шт.

Ноутбук – 1 шт.

Стенд детских работ – 1 шт.

Жалюзи – 2 шт.

Тюль – 2 шт.

Перечень индивидуальных принадлежностей для 1 года обучения: папки на кнопке, полотенце или влажные салфетки, мелкие игрушки, ручки, карандаши, бумага А4, фломастеры.

Перечень индивидуальных принадлежностей для 2 года обучения: папки на кнопке, полотенце или влажные салфетки, пенал с инструментами, краски, ножницы, клей ПВА -М, набор разной бумаги, природный материал, нитки и др.

Учебно-методические материалы:

1. Клег Б. Интенсивный курс по развитию творческого мышления. – М.: ООО Изд-во АСТ, 2004.

2. Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. – СПб.: Речь, 2002.

3. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. – СПб.: Дидактика Плюс, 2002.

4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. В 4-х томах. – М.: Генезис, 2001.

5. Черемошкина Л.В. 100 игр для развития памяти: Учебное пособие. – М.: Логос, 2001.

Дидактические материалы:

- наглядные пособия;

- цифровой образовательный ресурс;

− методические пакеты: «Развиваем внимание и память», «Парные картинки» (животные, птицы, насекомые, растения и др.);

− сборник игр и упражнений;

плакаты с методические рекомендации Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К.: «Как я преодолеваю свои трудности», «Как я справляюсь со своим гневом», «Как я справляюсь со своей тревогой», «Как я разрешаю конфликты с...», "Как я решаю свои проблемы".