Исследовательская деятельность

Новизна программы заключается в том, что в образовательном процессе используются методы и методические приемы, которые сформируют у воспитанников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Обучение организовано по законам проведения научных исследований, строится оно как самостоятельный творческий поиск. В программе есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания. Ведущей является – практическая деятельность детей, прямое участие в экспериментах, фиксации и презентации результата.
В процессе обучения она помогает решать задачи развивающего обучения:
- повышает престиж знаний, общей культуры, совершенствует навыки учебной работы;
- развивает личность ученика, формирует системность и глубину знаний, критическое мышление;
- обогащает социальный опыт, учит деловитости, умению преодолевать трудности, достойно переживать успехи и неудачи, воспитывает уверенность в своих силах, расширяет контакты ученика, учит взаимодействовать с учителями и учеными. Поэтому одна из важнейших задач, стоящих перед школой сегодня – подготовка школьника-исследователя, владеющего современными методами поиска, способного творчески подходить к решению проблем, пополнять свои знания путем самообразования.

Педагоги

Чебунина Ольга Борисовна

Содержание программы

Содержание программы
Тема 1 Введение. Методы научного исследования. Требования к организации теоретических и практических исследований. Виды информационных ресурсов. Выбор тем для собственного исследоавания.
Тема 2 Основные компоненты исследовательской деятельности. Работа с различными источниками информации. Выбор объекта исследования. Подбор материала по теме исследования.
Тема 3 Работы в рамках научного познания. Экспериментальные исследования. Анализ результатов практического исследования, оформление результатов работы. Презентация результатов.

Тема 4 Проектная деятельность. Ландшафтный дизайн. Работа в щкольной теплице. Озеленение территории школьного двора

Цели программы

Цель курса:
Развитие интеллектуальных способностей школьников через усвоение алгоритма научного исследования и формирование опыта выполнения исследовательской работы.

Результат программы

Навыки, которыми овладеют дети:
Учащиеся в конце учебного года должны знать:
• особенности научного мировоззрения;
• историю развития науки;
• методы научного познания мира;
• правила оформления исследовательской работы школьника;
• правила формулирования темы исследовательской работы;
• правила постановки цели и задач исследования;
• правила составления обзора литературных и информационных источников;
• правила выбора методов исследования;
• правила статистической обработки данных;
• правила оформления результатов исследования: таблиц, диаграмм и графиков;
• правила формулирования выводов по проведенному исследованию;
• правила создания презентации доклада;
• правила выступления с докладом;
• правила выступления в прениях и дискуссиях;
• правила оформления тезисов исследовательской работы.
Учащиеся должны уметь:
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности;
умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу;
навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала;
навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование;
навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире;
умения оформлять доклад, исследовательскую работу.
Группы умений, которые формирует курс:
• исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
• социального воздействия (сотрудничать в процессе учебной дея¬тельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);
• оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятель¬ности других);
• информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной инфор¬мации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);
• презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на неза¬планированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);
• рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность ¬время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Исследовательская деятельность способствует формированию информационной, коммуникативной, социальной компетентностей.

Особые условия проведения

Программа ориентирована только на обучающихся своей школы

Материально-техническая база

Природные материалы: спил и листья деревьев, веточки, камешки, шишки, мох, земля, различные семена и т.д.
Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы. Свечи, фонарики, пластик, зеркала, полированные пластины, детские фартуки, халаты и т.д.