«Химия и жизнь»

Химия в нашей жизни на самом деле занимает гораздо больше места и имеет большее значение, чем принято думать. Готовим ли мы себе пищу, моем ли посуду, мы постоянно сталкиваемся с химическими реакциями, хотя никогда и не задумываемся об этом. Наш организм, каждая его клеточка-это сложнейшая, отлаженная (у здорового человека) химическая лаборатория со своими закономерностями и требованиями к условиям окружающей среды. И чем большим количеством знаний в области химии будет вооружён юный гражданин, тем меньше он будет иметь жизненных проблем.

Предлагаемая программа позволяет несколько откорректировать школьный курс химии, восполнить пробелы, связанные с недостатком времени на уроках, повысить мотивацию к изучению предмета.

В процессе занятий по данному курсу учащиеся совершенствуют практические умения, способность ориентироваться в мире разнообразных химических материалов, осознают практическую ценность химических знаний, их общекультурное значение в соответствии с уровнем их подготовки и, конечно, с учётом желания.

Программа курса «Химия и жизнь» рассчитана на 34 часа. Группа формируется из детей в возрасте от 10 до 12 лет.

При отборе содержания курса учитываются возрастные особенности учащихся, непрерывность и преемственность в изучении предметов естественно-научного цикла.

Цель: формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков обращения с веществами в лаборатории и в быту

Задачи:

1.формирование у учащихся навыков безопасного и грамотного обращения с веществами;

2. формирование практических умений и навыков разработки, и выполнения химического эксперимента;

3. продолжить развитие познавательной активности, самостоятельности, настойчивости в достижении цели

4. на примере химического материала начать развитие учебной мотивации школьников на выбор профессии.

5. Развивать внимание, память, логическое мышление и сообразительность.

6. Вызвать интерес к изучаемому предмету, заставить задуматься о будущей профессии.

Формы организации занятий

Рассказ, пояснение с примерами, лекции, беседы, семинары, практические работы, викторины.

Мониторинг

Практические умения и навыки проверяются во время лабораторных опытов, по окончанию которого оформляется таблица результатов. Выполнение и представление творческих проектов. Так как курс является ознакомительным, то контрольные работы не предусмотрены.

Ожидаемые результаты

Предметные результаты:

· формирование интереса к химии;

· понимание места химии среди естественных наук;

· правилам безопасности работы в лаборатории и обращения с веществами;

Личностные результаты:

· положительное отношение к изучению предмета;

· понимание вклада отечественных ученых в развитие науки.

Метапредметные результаты:

· овладение начальными формами исследовательской деятельности;

· опыт социально и межкультурной коммуникации;

· формирование коммуникативных навыков;

· порядок организации своего рабочего места.

Педагоги

Шпагина Любовь Анатольевна

педагог дополнительного образования с 2019 г. 

 

Содержание программы

Химия – наука о веществах. Виды веществ – кислоты, щелочи, и правила работы с ними. Индикаторы, работа с ними. Металлы, виды, свойства. Неметаллы. Кристаллические вещества.

2. Тело и вещество.

Делимость вещества. Молекулы, атомы, ионы. Представление о размерах частиц вещества. Пояснение строения т свойств твердых тел, жидкостей и газов с молекулярной точки зрения. Строения атома и иона. Химические реакции, их признаки и условия их протекания. Сохранения массы вещества при химических реакциях. Реакция соединения и разложения. Горение как реакция соединения.

Знать: состав атомы, типы химических реакции, закон сохранения массы вещества при химических реакциях.

Уметь: расписывать качественный и количественный состав атома по периодической таблице Д. И. Менделеева; решать задачи на закон сохранения массы вещества при химических реакциях.

3. Химические явления.

Наиболее известные органические вещества – углеводы (глюкоза, сахароза, крахмал), некоторые их свойства, применение; белки, их роль в жизни человека, искусственная пища; жиры, их роль в жизни человека, использование в технике; природный газ и нефть, продукты их переработки. Полимеры, свойства и применение некоторых из них. Каучуки и резина, их свойства и применение.

Знать: примеры реакций, протекающих в природе и организме человека, понимать роль химических процессов в природе.

Уметь: понимать взаимосвязь различных наук.

4. Земля – место обитания человека.

Литосфера, мантия, ядро; увеличение плотности и температуры Земли с глубиной. Атмосфера. Атмосферное давление, барометр. Влажность.

Знать: основной химический состав почвы, воды, воздуха; методы измерения атмосферного давления, влажности.

Уметь: считывать показания атмосферного давления, гигрометра.

5. Решение задач.

Уметь: решать задачи с плотностью, количеством вещества, массой, объемом, давлением, относительной влажностью.

 

Кроме изучения теоретического материала, учащимся предлагаются 3 практических работ. Цель практических работ – изучение правил ТВ при работе в кабинете химии, знакомство с лабораторным оборудованием, приобретение простейших практических умений и навыков при работе с веществами.

При изучении нашей планеты будет знакомство с породами и минералами. Планируется экскурсия в геологический музеи..

Учащиеся знакомятся с современными методами исследования, приборами и оборудованием, используемыми в настоящее время.

 

Цели программы

Цель: формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков обращения с веществами в лаборатории и в быту

Результат программы

Ожидаемые результаты

Предметные результаты:

· формирование интереса к химии;

· понимание места химии среди естественных наук;

· правилам безопасности работы в лаборатории и обращения с веществами;

Личностные результаты:

· положительное отношение к изучению предмета;

· понимание вклада отечественных ученых в развитие науки.

Метапредметные результаты:

· овладение начальными формами исследовательской деятельности;

· опыт социально и межкультурной коммуникации;

· формирование коммуникативных навыков;

· порядок организации своего рабочего места.

 

Особые условия проведения

На программу могут попасть учащиеся МАОУ СШ №152 по заявлению родителя (законного представителя)

Материально-техническая база

 

Для реализации данного курса внеурочной деятельности используются следующие наглядные пособия и материалы:

· Учебно-материальная база: учебный класс, оборудованный стендами, отображающими тематику программы;

· Библиотечная учебно-методическая литература;

· Стенд: "Таблица Менделеева";

· Реактивы: кислоты, щелочи, индикаторы, металлы, оксиды, соли и т.п.

· Химическая посуда: пробирки, воронки, газоотводные трубки, колбы, подставки для пробирок, пробки, огнеупорные пластинки, тигельные щипцы, пробиркодержатели и т.п.