«Маска»

  • (1)

Программа направлена на обучение ручной работе с бумагой, картоном, пластмассами, синтетическими материалами и полимерами, тканями, искусственным мехом, лаками, красками, глиной, пластилином, гипсом.

Для детей создаются условия, способствующие успешности каждого ребёнка, в соответствии с его возможностями. Выявляются и развиваются творческие способности, эстетическая восприимчивость и художественный вкус. Работы выставляются на различные творческие конкурсы, получают чаще всего призовые места, так как выполняются на высоком художественном уровне. Выполненные куклы украшают выставки музея Лицея, дома-  музея им. Сурикова

Программа включает разделы: – бумагопластика – объёмное моделирование и конструирование из бумаги и картона; – мягкая игрушка – обработка ткани, искусственного меха; – папье-маше – изготовление народных и сувенирных игрушек, предметов интерьера, театральных и авторских кукол, масок зверей, карнавальные, новогодние.

Осуществляется подготовка детей и подростков по специальностям бутафор, художник по авторским куклам, учитель технологии посредством декоративно-прикладного творчества. Учащиеся получают дополнительные сведения о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека, о некоторых народных промыслах, об истории их возникновения и развития.

Педагоги

Кузьмин Евгений Анатольевич, руководитель студии ДПИ "Маска", педагог дополнительного образования 

Содержание программы

Первый год обучения.

Раздел 1. Бумагопластика. Тема: Аппликация. Комбинирование приёмов вырезания с приёмами обрывания. Изготовление композиции «Клоуны», панно «Лебеди», открыток. Тема: Плетение из бумажных полос.  Изготовление открыток и панно в данной технике.Тема: Силуэтное вырезание. Из истории силуэтного вырезания. Тема: Плоские маски. Из истории возникновения масок. Изготовление масок птиц и животных.

Раздел 2. Лепка. Тестопластика. Тема: Плоскостные изделия.Изготовление сувениров. Тема: Объёмные изделия.Способы замешивания теста. Изготовление цветного теста. Изготовление скульптурок 

Раздел 3. Игрушка. Тема: Народная обережная кукла.Тема:  Изготовление обрядовых кукол. Тема: Народная игровая кукла. 

Раздел 4. Папье-маше. Тема: Изготовление папье-маше по бумажным моделям. Способы изготовления бутафорских овощей и фруктов.Тема: Изготовление папье-маше по оригиналу изделия. Тема: Изготовление папье-маше по гипсовой форме, отлитой с модели.

Второй год обучения.

 Раздел 1. Бумагопластика.  Тема: Киригами. Сведения из истории возникновения техники киригами. Изготовление фантазийных персонажей в данной технике. Тема: Декупаж. Изготовление поделок с применением данной техники.  Тема: Маски с вытачками. Изготовление шаблонов и трафаретов. Изготовление масок в данной технике. Тема: Объёмные маски.  Изготовление масок героев русских народных сказок.

Раздел 2. Лепка. Пластилин. Тема: Пластилинография. Сведения из истории изобретения пластилина. Рисование пластилином. Изготовление панно «Мой аквариум» в данной технике. Тема: Обратная аппликация. Изготовление сувениров «Сказочные герои», сувениров-медальонов. Тема: Объёмные фигурки. Три основных элемента. Смешивание цветов. Изготовление животных.

Раздел 3. Игрушка. Тема: Анималистическая игрушка. Образ игрушки. Цветовое решение. Изготовление характерной анималистической игрушки. Тема: Фантазийная игрушка. Конструирование фантазийной игрушки. Изготовление и декорирование фантазийной игрушки. Тема: Функциональная  игрушка. Декоративно-утилитарное назначение игрушки. Изготовление игрушек-сувениров, игрушек-элементов одежды.

Раздел 4. Папье-маше. Тема: Изготовление работ из папье-маше по модели из пластилина. Изготовление пластилиновой модели. Изготовление поделки по этой модели. Тема: Изготовление поделок из папье-маше на проволочном каркасе.Знакомство с техникой. Изготовление проволочного каркаса. 

Цели программы

Допрофессиональная подготовка детей и подростков по специальностям бутафор, художник по авторским куклам, учитель технологии посредством декоративно-прикладного творчества.

Результат программы

К концу первого года обучения учащиеся получат следующие основные знания и умения:

· познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;

· овладеют основными приёмами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;

· познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения;

· научатся самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления работ из солёного теста;

· научатся изготавливать народные обережные, обрядовые и игровые куклы;

· узнают способы изготовления поделок в технике папье-маше и научатся самостоятельно выполнять работы, используя полученные знания;

· научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);

· познакомятся с основными видами работ из бумаги (аппликация, плетение, силуэтное вырезание); научатся изготавливать плоские картонные маски;

· научатся работать нужными инструментами и приспособлениями.

 К концу второго года обучения учащиеся получат следующие основные знания и умения:

· расширят знания в области композиции, формообразования, цветоведения;

· продолжат знакомиться с основными видами работ из бумаги (киригами, декупаж, торцевание);

· научатся делать объёмные маски из картона;

· научатся самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления работ из пластилина;

· узнают виды швов, этапы изготовления мягкой игрушки, правила раскроя деталей из меха и ткани и научатся самостоятельно шить мягкую игрушку;

· продолжат знакомиться со способами изготовления поделок в технике папье-маше и выполнять работы в этих техниках;

Особые условия проведения

Для успешного освоения программного материала необходимо соблюдение следующих условий:

1. Характеристика помещения:

- сухое, просторное помещение с естественным доступом воздуха,

- достаточное дневное и вечернее освещение,

- специально оборудованные рабочие места.

2. Оборудование кабинета:

- рабочие столы (1 стол на 2-х учащихся),

- стулья, соответствующие возрасту детей,

- учительский стол,

- стеллажи для хранения экспонатов,

- шкаф для хранения инструментов и материалов.

Материально-техническая база

Материалы:

- цветная бумага, цветной картон, клей-карандаш, скотч, газеты, мука, вазелин, гипс, пластилин, глина, клей ПВА, клей Момент, ткань, искусственный мех, нитки катушечные № 10, № 40, вата, синтепон, поролон, медная проволока, масса для моделирования, стержни для клеевого пистолета, лак акриловый, краски гуашевые или акриловые, белая жесть, алюминий листовой, карандаши цветные и простые.

Инструменты:

- иголки разной величины, ножницы для ткани и бумаги, напёрстки, бокорезы, пассатижи, молоток, пила по дереву, пила по металлу, ножницы по металлу, точилка для карандашей, линейки, циркули, кисточки для клея и рисования, шило, термопистолет.

Технические средства:

-утюг, швейная машинка.