Музыкальное исполнительство (музыкальные инструменты, хор, вокал)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музыкальное исполнительство» – это игра на самых различных инструментах: духовых (блок-флейта, кларнет), народных (баян, аккордеон, гитара), фортепиано, а также и вокально-хоровое исполнительство (академическое, народное), где человеческий голос рассматривается как уникальный музыкальный инструмент.

 Комплексный характер программы предполагает обязательное изучение предметов теоретической подготовки (музыкальная литература, сольфеджио) и предметов по выбору: ансамбль (инструментальный, вокально-хоровой), дополнительный инструмент.

 Одна из особенностей обучения игре на музыкальных инструментах (духовых, народных, фортепиано, хоровое и сольное пение) – это интенсивное развитие разнонаправленных возможностей человека, которые необходимы ему и в повседневной жизни:

• хорошая координация, которая развивается в результате одновременной игры двумя руками;

• развитие памяти, т.к. обучение игре на инструменте предусматривает усвоение множества специфических музыкальных терминов и знаков, обозначение многих из них дается на итальянском языке, а также исполнение музыкальных произведений на память;

• развитие перспективного мышления достигается развитием способностей у музыканта мыслить вперед, опережая игру пальцев, не прерывая при этом исполнения;

• развитие пальцевой моторики, которая напрямую связана и с развитием речевых навыков детей;

• игра на музыкальных инструментах развивает не только творческие способности, но и гибкость и вариативность мышления.

 

Эффективным способом музыкального развития детей является игра (пение) в ансамбле, в том числе, с педагогом, позволяющая совместными усилиями создавать художественный образ, развивающая умение слушать друг друга, гармонический слух, формирующая навыки игры ритмично, синхронно. Ансамблевое музицирование доставляет большое удовольствие ученикам и позволяет им уже на первом этапе обучения почувствовать себя музыкантами. А позитивные эмоции всегда являются серьезным стимулом в индивидуальных занятиях музыкой.

Педагоги

Бормышева Мария Дмитриевна, преподаватель по классу аккордеона
Бормышев Тарас Васильевич, преподаватель по классу аккордеона
Тимашкова Татьяна Васильевна, преподаватель I квалификационной категории по классу баяна
Концевая Наталья Павловна, преподаватель I квалификационной категории музыкально-теоретических дисциплин
Курнавина Татьяна Николаевна, преподаватель по классу гитары
Тагаева Анастасия Викторовна, преподаватель сольного (народного) пения (совместитель)
Наумова Анна Анатольевна, преподаватель вокально-хоровых дисциплин
Борзенко Геннадий Николаевич, концертмейстер
Граур Надежда Васильевна, преподаватель вокально-хоровых дисциплин
Потехина Людмила Викторовна, преподаватель I квалификационной категории по классу фортепиано
Самкова Татьяна Владимировна, преподаватель I квалификационной категории по классу баяна
Святова Светлана Анатольевна, преподаватель I квалификационной категории по классу фортепиано
Семенова Татьяна Анатольевна, преподаватель I квалификационной категории вокально-хоровых дисциплин
Скурихина Ирина Васильевна, преподаватель высшей квалификационной категории по музыкально-теоретическим дисциплинам
Степанова Ольга Васильевна, преподаватель высшей квалификационной категории по музыкально-теоретическим дисциплинам
Трофимова Лариса Александровна, преподаватель по классу баяна (совместитель)
Лукьянова Татьяна Владимировна, преподаватель I квалификационной категории по классу фортепиано
Федорова Александра Григорьевна, преподаватель I квалификационной категории вокально-хоровых дисциплин
Шаров Андрей Степанович, преподаватель по классу баяна, концертмейстер
Мартюшова Наталья Александровна, преподаватель вокально-хоровых дисциплин (народное пение)
Кондратьев Никита Алексеевич, преподаватель по классу духовых инструментов (блок-флейта, кларнет)

Содержание программы

Комплексная программа базового уровня рассчитана на 4 года обучения.

 

Структура программы учебного предмета содержит следующие разделы:

• Пояснительная записка (характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе, срок реализации учебного предмета, объем учебного времени, предусмотренный учебным планом, форма проведения учебных аудиторных занятий, цель и задачи учебного предмета, методы обучения, описание материально-технических условий реализации учебного предмета);

• Содержание учебного предмета (учебно-тематический план, годовые требования);

• Требования к уровню подготовки обучающихся;

• Формы и методы контроля, система оценок;

• Методическое обеспечение учебного процесса;

• Список литературы и средств обучения.

 

1. учебные предметы исполнительской подготовки:

- музыкальный инструмент (кларнет, блок-флейта, фортепиано, гитара, аккордеон, баян, хоровое и сольное пение) – 2 учебных часа в неделю;

2. учебные предметы историко-теоретической подготовки:

- сольфеджио −1 учебный час в неделю;

- музыкальная литература – 1 учебный час в неделю;

3. учебный предмет по выбору:

- ансамбль (инструментальный, вокальный), дополнительный инструмент – 1 учебный час в неделю;

 

Реализация комплексной программы стартового уровня «музыкальное исполнительство» по всем предметам указанных разделов составляет 5 учебных часов в неделю.

1 год обучения – 175 часов в год.

2 год обучения – 175 часов в год.

3 год обучения – 175 часов в год.

4 год обучения – 175 часов в год.

 

Общее количество учебных часов за 4 года обучения составляет 700 часов.

Цели программы

Обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося средствами музыкально – инструментального (вокально-хорового) исполнительства.

 

Воспитательные задачи:

· формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

· воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

· формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

· воспитание художественного вкуса;

· воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;

· воспитание концертной культуры публичных выступлений;

· воспитание бережного отношения к окружающему миру, к наследию мировой культуры, к музыкальным шедеврам своей страны и народов мира;

· воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

· воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.

 

Образовательные задачи:

· овладение знаниями и представлениями о музыкально – инструментальном исполнительстве;

· формирование различных исполнительских практических умений и навыков игры на музыкальном инструменте (ансамблевая игра, чтение нот с листа, музицирование и подбор произведений по слух);

· приобретению навыков творческой деятельности, в том числе коллективного музицирования;

· приобретение знаний в области музыкальной грамоты;

· приобретение знаний в области истории музыкальной культуры;

· формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;

· оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;

· формирование у воспитанников комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

 

Развивающие задачи:

· выработка у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умение планировать свою домашнюю работу;

· осуществление самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умение давать объективную оценку своему труду, понимать причины успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определение наиболее эффективных способов достижения результата;

· развитие художественно-творческих способностей, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

· развитие координации, музыкального слуха, и музыкальной памяти, чувства ритма;

· развитие навыков публичных выступлений (сольных, ансамблевых);

· формирование навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам.

Результат программы

Предметные результаты

Результатом освоения данной общеразвивающей программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений, навыков:

в области исполнительской подготовки:

· знаний особенностей своего музыкального инструмента и его возможностей;

· навыков исполнения музыкальных произведений (сольное, коллективное);

· знания художественно-эстетических, технических особенностей, характерных для сольного, ансамблевого исполнительства;

· начальных умений использовать выразительные средства для создания художественного образа;

· начальных умений владеть штриховой, артикуляционной, звуковой культурой;

· начальных умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;

· начальных навыков публичных выступлений;

· начальных навыков общения со слушательской аудиторией;

 

в области историко-теоретической подготовки:

· первоначальных знаний о музыкальных жанрах и основных стилистических направлениях;

· представлений о лучших образцах мировой музыкальной культуры (творчество великих композиторов, выдающихся отечественных и зарубежных произведений в области музыкального искусства);

· начальных знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве, музыкальных стилях, жанрах, особенностей музыкального языка композиторов;

 

· умения использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;

· умения осмысливать музыкальные произведения, события;

· навыков восприятия элементов музыкального языка.

 

Предметные результаты отражают приобретенный опыт учащихся в процессе освоения программы, а также обеспечивают успешное применение на практике полученных знаний.

• приобретены знания и умения в области музыкального исполнительства, теории и истории музыки, основ музыкальной грамоты, форм мелодического изложения художественного образа, произведений зарубежных и отечественных исполнителей;

• сформированы навыки игры на музыкальных инструментах, концертный опыт сольного и вокально-хорового (инструментального) ансамбля.

Метапредметные результаты:

· наличие интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;

· формирование ключевых компетенций: коммуникативные умения, навыки социально- эстетической коммуникации (через диалоговые формы общения с произведениями музыкального искусства, педагогами и с учащимися), информационные умения;

· умение работать с разными источниками информации, развивать критическое мышление, способность аргументировать свою точку зрения по поводу музыкальных произведений.

 

Личностные результаты:

· формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров;

· умение познавать мир через музыкальные формы и образы;

· способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе исполнения и восприятия музыкального произведения;

· сформированные основы эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

· формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;

· развитие аналитических способностей, умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о музыкальном искусстве;

· готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории.

 

Таким образом, личностные результаты отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они приобретают в процессе освоения программы. Будут сформированы:

· нравственно-волевые качества личности (терпение, внимание, работоспособность, настойчивость, целеустремленность);

· навыки творческого подхода к решению любых задач, к работе на результат;

· этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально нравственной отзывчивости.

Особые условия проведения

• Обучение игре на различных музыкальных инструментах (в том числе и хоровому и сольному пению) предполагает индивидуальное обучение.
• Наличие музыкального инструмента.

• При приеме на обучение по данной программе может проводится отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей – слуха, ритма, музыкальной памяти. Дополнительно поступающий может исполнить самостоятельно подготовленные произведения на музыкальном инструменте или исполнить сольно.
• Обучение по программе предусматривает обязательное посещение групповых предметов: сольфеджио, слушание музыки.


• детям нужна отработка практических навыков исполнительского искусства. Освоение программного материала по предмету предполагает зачет или итоговый концерт, однако, этого бывает недостаточно для успешного закрепления полученных навыков игры на публике. У многих юных артистов существует боязнь сцены, когда хороший теоретик может оказаться и плохим практиком. Отрабатывать навыки индивидуально-личностного плана выступлений на сцене ребенку поможет только многократная сценическая практика через активное участие в концертно-конкурсной деятельности.

Материально-техническая база

Материально-техническая база ДМШ соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда, соблюдаются своевременные сроки текущего и капитального ремонта, созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов и учебного оборудования.

Для реализации программы ДМШ располагает необходимым количеством учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-техническим обеспечением:

·  концертный зал с необходимым оборудованием (роялем, светозвуковой аппаратурой);

· библиотека;

· помещения для работы с аудио- и видеоматериалами, просмотра видео;

· учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий, оснащенные учебными досками, столами, стульями, шкафами, стеллажами, музыкальными инструментами, звуковой и видеоаппаратурой.

 

Учебные аудитории имеют звукоизоляцию и оформлены наглядными пособиями, техническим оборудованием (при необходимости). Учебные аудитории для индивидуальных занятий имеют площадь не менее 9 м2, для групповых – не менее 12 м2.