«Волонтерское движение»

 

Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники – это выбор будущей профессии. Правильно сделанный старшими подростками выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. О профессиональном самоопределении обучающиеся начинают задумываться уже с 14-15 лет.

Программа по профориентации «Мой профессиональный выбор» призвана помочь школьникам в переходный период подготовиться и сделать правильный выбор будущей профессии и профиля обучения в 10-11 классах.

Учащиеся, совершая свой первый профессиональный выбор, приобретают ценный личный опыт.

Содержание программы

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Вводное занятие (1 час).

Содержание, специфика занятий по психологическим основам выбора профессий.

1 блок: Самопознание

 

Практическая работа. Анкета.

3. Многообразие мира профессий (2 часа).

Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение.

4. Представление о себе и проблема выбора профессии (2 часа).

Образ «Я» как система представлений о себе.


5. Диагностические процедуры (3 часа).

Методика "Кто я?«.

6. «Секреты» выбора профессии («хочу» – «могу» – «надо») (2 часа).

7. Личный профессиональный план (2 часа).

Практическая работа. Составление личного профессионального плана.
8. Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу») (2 часа).
Индивидуальные интересы. Профессиональные намерения.

9. Диагностические процедуры (2 часа).

Карта интересов; опросник профессиональной готовности.

10. Возможности личности в профессиональной деятельности ("могу")(2 часа).

Понятие профпригодности. Профессионально важные качества.

11. Социальные проблемы труда (2 часа).

12. Рейтинг профессий. Самые-самые... (2 часа).

13. Анализ профессий (2 часа).

Основные признаки профессиональной деятельности.

Формула профессии. Понятие о профессиограмме.

14. Классификация профессий (2 часа).

Практическая работа. Составление формул профессий.

2 блок: Познание себя через понимание чувств других людей

15. Здоровье и выбор профессии (2 часа).

Учет состояния здоровья при выборе профессии.

16. Свойства нервной системы в профессиональной деятельности (2 часа).

17. Свойства нервной системы. Диагностические процедуры (2 часа).

Теппинг-тест. Проба Ланчиса.

18. Темперамент в профессиональном становлении личности (2 часа).

19. Темперамент. Диагностические процедуры (2 часа).

Опросник Айзенка.

20. Эмоциональные состояния личности (2 часа).

Диагностические процедуры. Опросник «Беспокойство – тревога». Опросник Баса-Дарки.

21. Волевые качества личности (2 часа).
22. Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда (2 часа).

23. Секреты памяти (1 час).

24. Внимание. Мышление. (2 часа).

3 блок: "Я – это интересно«

25. Индивидуальные стили кодирования информации (2 часа).

26. Индивидуальные стили переработки информации (2 часа).

27.Успех в жизни. Что значит быть успешным? (2 часа).

28. Неисчерпаемость человеческих ресурсов (2 часа).
29.Человек среди людей (2 часа).
30. Современный рынок труда и его требования к профессионалу (2 часа).

31. Пути получения профессии (2 часа).

Практическая работа. Письменная работа "Мой путь в профессию".

Практическая работа. Стратегия выбора профессии.

32. Моя профессиональная карьера (2 часа).

Практическая работа. Анализ личного профессионального плана.

Практическая работа. Создание портфолио достижений обучающегося.

4 блок: Общение

33. Самоанализ и самокритика негативного поведения и со своей стороны и со стороны взрослых (2 часа).

5 блок: Завершение работы

34. Прошлое и настоящее. Планирование будущего. (1 час).

Цели программы

1. Оказать эффективную психолого-педагогическую поддержку учащимся 8-х, 9-х, 10-ых, 11-ых классов.

2. Объединить работу психолога и классного руководителя в выполнении и достижении задач профориентации личности.

3. Открыть перед обучающимися возрастной категории 14-16 лет перспективу в дальнейшем личностном развитии.

4. Помочь молодым людям определить свои жизненные планы и в соответствии с ними выстроить алгоритм действий.

Результат программы

· положительное отношение к труду;

· умение разбираться в содержании профессиональной деятельности;

· умение соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;

· умение анализировать свои возможности и способности (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности);

· оказание психологической помощи учащимся в осознанном выборе будущей профессии;

· обучение подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

· активация учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.

В ходе обучения учащиеся овладевают умениями, разнообразными способами деятельности, приобретают опыт:

· – планирования и осуществления разнообразной практической деятельности: выполнение рефератов, рисунков, номеров самодеятельности, посещение рабочих мест и др.;

· – решения разнообразных задач, требующих поиска пути и способов решения;

· – осуществления различных типов проектов: исследовательских, творческих, практико-ориентированных, информационных;

· – эстетического оценивания явлений окружающего мира, произведений и предметов искусства, выполненных мастерами своего дела и высказывания суждений о них;

· – поиска, систематизации и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая справочную литературу, современные информационные технологии.