Загадки истории

Знакомство с историей начинается с детства, с самого малого – жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек и других родственников. Так дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. На кружке «Загадки истории» мы занимается составление своего генеалогического древа, составление генеалогических карточек. Участвуем в различных конкурсах, посещаем музеи. Программа рассчитана на учеников 12- 14 лет.

Педагоги

Учитель истории - Лыткина Екатерина Валерьевна

Содержание программы

Раздел 1. История моей семьи.

Раскрываем тайну жизни людей в далеком прошлом: как раскрыть тайну прошлого?; Как историк восстанавливает картину прошлого?; По реке времени; (понятия: «Лента времени», «хронология», счет времени в Древней Руси). Какими были первые люди на Земле?; (понятия: питекантроп, «пещерные люди»). Как люди овладели огнем? Верования первобытных людей («язычество» "идол«).

Раскрываем тайны своей семьи: что у нас общего и чем мы различаемся? (Раса, уклад, традиции. Все народы мира ценят свое прошлое). Из рода в род («Предок», «родословная», «поколение»). Основы антропонимики. Моя фамилия. Моё имя; Какого я роду, племени («Антропонимика», «Генеалогия» «тайны» некоторых фамилий, имен Мое родословное древо).

 

Раздел 2. История моей малой Родины.

Раскрываем тайну своего города: Возникновение городов на Руси;

Кто Москву назвал Москвой, и как произошли названия Русь и Россия; История моего города; Улицы города; Летопись мира – архитектура;

Дом, в котором я живу: Первобытное жилище, Русская изба, Современное жилище; Архитектурные памятники моего города. (При изучении этих тем дать понятие «Архитектура», «пещерные люди», «Афонтова гора», «Усть-белая», «Мальта» и т.п, «Архитектурные памятники» ; откуда пошли географические названия; «Транссиб»; Откуда пошло название улиц моего города);

Раскрываем тайну гербов и монет: о чем говорят фигуры на гербе?; Русская геральдика; Что за животное на гербе моего края?; Из истории герба Красноярска и Красноярского края. Монеты – свидетели прошлого; Что таит «Золотой колодец»? (При изучении этих тем познакомить с правилами составления гербов. Дать понятие «геральдика»; язык монеты: «монетный тип», «аверс», «реверс», «легенда»; «кладоискатель». Познакомить с легендами о кладах);

Раскрываем тайну письменных источников: Быль или вымысел: Летопись; Миф; Легенда; Героическая песнь; Былина (Понятие «миф», «легенда», «героическая песнь», «летопись», «былина).

Итоговое занятие. Темы проектов.

Проекты: Страница в альбоме: «Лента времени»; «Моя фамилия»; «Мое родословное древо»; «7 чудес света»; «Имена моей семьи»; «Герб моей семьи»; «Герб моего города» (расшифровка); «Герои былин, легенд и мифов». Проект «Древний город» (макет); «Мой город»; «Самые старые здания моего города»; Рассматривание коллекции монет; Знакомство с письменными источниками.

Цели программы

Цель программы: состоит в том, чтобы побудить интерес к познанию нового, развивать любознательность ребенка.

Результат программы

Освоение программы «Тайны и загадки истории» направлено на достижение комплекса результатов. Способы и методики определения результативности работы по программе весьма разнообразны. Результаты учитываются, прежде всего, применительно к каждому обучающемуся и отслеживаются по трем компонентам: личностному, метапредметному и предметному, что позволяет определить динамическую картину развития ребенка.

Личностные результаты: сформированность эмоционально-нравственной отзывчивости; ценностно-смысловые установки, отражающие личностные позиции обучающегося, социальные компетенции; стремление к самореализации и жизненному самоопределению; готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к творческому труду; интерес и эмоционально-ценностное отношение к искусству; развитие ценностных отношений ребенка к жизни и здоровью; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, стремление к преодолению трудностей, работе на результат, взаимопомощи, поддержки и толерантности по отношению друг к другу, формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, искусству.

Метапредметные результаты: принимать участие в различных видах деятельности, в том числе творческой и проектной; умение обрабатывать и преобразовывать информацию; умение применять полученные знания на практике; самостоятельно выполнять учебный проект; умение аргументировать; выступать на публике, доказывать свою точку зрения; общаться в соответствии с «золотыми правилами» этики; работать в команде; способность выделять нравственный аспект поведения, оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости, пользоваться простейшими формами самооценки и рефлексии на занятиях.

Предметные результаты: знать понятия: археология, геральдика, нумизматика, метрология, хронология, топонимика, палеография,

генеалогия. Что изучают данные науки. Историю своей семьи, города, возникновения гербов и монет. Должны уметь составлять рассказы о семье, её традициях, составлять родословную, пересказывать учебно-значимую информацию, принимать самостоятельно несложные решения и предлагать свои версии, варианты. Пользоваться дополнительной литературой, расширяя свои знания о краеведческих понятиях, готовить доклады, сообщения по изучаемым темам.

Особые условия проведения

Формы проведения занятий: беседа, игра, викторина, путешествие, практические занятия, экскурсия, КТД, познавательно-развлекательная программа.

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение реализации программы

Помещение:

- учебный кабинет, оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и обучающихся, классная доска, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий; -оснащение кабинетов необходимыми ТСО; – наличие ноутбука.