Оригами

Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром. Занятия позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность.

Настоящая программа описывает курс подготовки по бумажной пластике и оригами детей школьного возраста 8-9 лет.

Педагоги

Трубникова Мария Васильевна, учитель начальных классов, педагог дополнительного образования

Содержание программы

Вводное занятие(1 ч.)

 

Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий данной внеурочной деятельности. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности.

 

Знакомство с оригами (2 ч.)

 

История возникновения бумаги. Виды бумаги и картона. Инструменты для работы. Правила по технике безопасности и личной гигиене. Знакомство с оригами. История возникновения оригами. Многообразие изделий из бумаги разного вида.

Свойства бумаги. Схемы и условные обозначения. Термины, принятые в оригами.

 

Базовые формы оригами (81 ч.)

– Базовая форма "Треугольник"

– Базовая форма "Воздушный змей"

– Базовая форма "Двойной треугольник"

– Базовая форма "Квадрат"

– Базовая форма "Двойной квадрат"

– Базовая форма "Конверт"

– Базовая форма "Прямоугольник"

– Базовая форма "Рыба"

Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток. Цветочные композиции на основе простых базовых форм. Легенды о цветах (Нарцисс, волшебный цветок папоротника). Складывание цветов. Оформление композиций. Изучение новых базовых форм. Работа с инструкционными картами и схемами. Складывание изделий на основе этих форм. Оформление композиций.

Знакомство со схемами складывания. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм. Складывание более сложных изделий на основе изученных базовых форм (работа со схемами). Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация). Личные и коллективные работы. Лесные цветы (Калужница, ландыш, сон-трава). Рассказы и легенды о цветах. Складывание цветов. Оформление композиций "На лесной полянке".Осенние листья клена. Деревья. Оформление композиций "Вот и осень«.Закладки. Коробки. Изготовление и оформление подарков. Правила этикета. Складывание приглашений, поздравительных открыток. Салфетки, стаканчики, коробочки и вазочки. Итоговое практическое занятие: оформление праздничного стола.Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток. Объемные цветы (тюльпаны, колокольчики) и японская ваза для цветов.Конверты для писем. Знакомство с базовой формой «Дом» и изготовление пилотки и шапочки с козырьком на ее основе. Складывание самолетов и истребителей. Летные соревнования моделей. Выставка работ учащихся. Оформление тематических выставок. Составление альбома лучших работ

 

Знакомство с техникой и видами торцевания (6 ч.)

Объемное торцевание. Оригами и торцевание. Объединенные модели.

 

Знакомство с техникой и видами художественного вырезания. Белорусская выцинанка. (5 ч.)

Знакомство с техникой и видами квиллинга (11 ч.)

Знакомство с техникой и видами скрапбукинга (14 ч.)

Простые композиции с элементами скрапбукинга.

 

Знакомство с техникой и видами плетения (16 ч.)

- Двухмерное плетение

- Объемное плетение

- Вставка плетения в готовую модель

- Оригами и плетение. Объединенные модели

 

Цели программы

 

Цель – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Результат программы

Личностными результатами изучения курса «Оригами» является формирование следующих умений:

оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей,

совершенствовать коммуникативные способности и умение работать в коллективе.

Метапредметными результатами изучения курса «Оригами» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

· определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

· проговаривать последовательность действий на занятии;

· с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

· учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки, схемы;

· выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона.

Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности – учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятии.

 

Познавательные УУД:

· ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

· добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками, схемами;

· перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

· перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

· преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.

Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания, нацеленные на 1-ю линию развития – умение чувствовать мир, искусство.

· Коммуникативные УУД:

· донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в поделках;

· слушать и понимать речь других.

· Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предметными результатами изучения курса «Оригами» является формирование следующих знаний и умений.

Знать:

· что такое оригами;

· основные геометрические понятия и базовые формы оригами;

· условные обозначения к схемам;

· названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;

· технологическую последовательность изготовления некоторых изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

· способы разметки: сгибанием;

· способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;

· виды отделки: раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой и её вариантами;

Уметь:

· под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;

· с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;

· различным приемам работы с бумагой;

· следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;

· создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;

· реализовывать творческий замысел в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности.

Материально-техническая база

Наличие техники с выходом в интернет, бумага, ножницы, клей.