ВИА «ОВМ»

Эффективным способом музыкального развития детей является игра в ансамбле, в том числе, с педагогом, позволяющая совместными усилиями создавать художественный образ, развивающая умение слушать друг друга, гармонический слух, формирующая навыки игры ритмично, синхронно.

Ансамблевое музицирование доставляет большое удовольствие ученикам и позволяет им уже на первом этапе обучения почувствовать себя музыкантами. А позитивные эмоции всегда являются серьезным стимулом в индивидуальных занятиях музыкой. Гитара как аккомпанирующий инструмент пользуется большой популярностью и любовью. Бас – гитара и ударная барабанная установка являются ритмической группой и работают обычно в паре. Чаще всего именно эти их возможности являются мотивацией для начала обучения игры в ансамбле.

Ученикам можно предложить большой выбор музыкального материала: разнообразные направления эстрадной и рок музыки. Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме отчетного концерта.

Педагоги

Кучмин Олег Александрович

Содержание программы

Содержание

Введение.

Теория: Экскурс в историю музыкального коллектива. Беседа об устройстве студии. Формы предстоящей работы: учеба, практика. Правила безопасности. Теоретические предметы. Цели и задачи изучения, обоснование необходимости.

Практика: Тестирование, прослушивание, беседа. Проверка и анализ музыкальных способностей. Пение под аккомпанемент знакомых песен.

Основы музыкальной грамоты (сольфеджио)

Теория: правописание нот, знаков. Ключи: скрипичный и басовый. Такт, размер, другие обозначения (знаки музыкальной выразительности, штрихи, специальные термины, буквы и ноты).

Практика: письменные упражнения по освоению нотного почерка. Ноты, группировки длительностей в размерах: 2/4, 3/4,

скрипичном и басовом. Штрихи, оттенки, знаки музыкальной выразительности.

Метр и ритм.

Теория: понятия и определения новых терминов. Музыка как временной вид искусства. Длительности, простейшие ритмические группы в размерах: 2/4, ¾, 4/4.

Практика: Анализ музыкальных примеров и выводы о разной значимости терминов, наблюдения за взаимосвязью и взаимозависимостью. Доля, такт, определение размеров 2/4, 3/4, 4/4.

Тоны и полутоны. Знаки альтерации.

Теория. Понятия, определения, беседы о свойствах музыкального звука.

Практика. Использование в качестве пособий музыкальных инструментов: гитары, фортепиано; зрительная наглядность и анализ на слух. Письменные упражнения: диез, бемоль, бекар. Чтение примеров по нотам.

Лад: мажор, минор.

Теория. Лад как система. Понятия об устойчивости и неустойчивости – опорном звучании отдельных ступеней (1-я – 3-я – 5-я). Мажор, минор: разность ладовой окраски, особенности тембрового звучания. Специфика построения: тоны и полутоны, их сущность, роль во взаимоотношении ступеней лада в системе мажора и минора. Виды лада – натуральный, гармонический и мелодический.

Практика. Интонационные упражнения: пение ступеней мажора, минора; анализ построения, сходство и различия, анализ на слух. Построение лада: определенность в последовательности тонов и полутонов. Опевание устойчивых ступеней и пение ступеней (1-я-3-я-5-я) как опорных, основных. Запись и чтение примеров. Пение по нотам в тональностях домажор, ля минор.

Тональность. Тональности до 3-х знаков.

Теория. Определение тональности как высоты лада. Повторение знаков альтерации, случайные и ключевые знаки.

Практика. Построение лада (мажор, минор) от разных нот, на разной высоте. Выявление определенной системы, порядка возникновения ключевых знаков. Запись, работа в тональностях: интонирование ступеней, слуховой анализ, пение по нотам, упражнения в тональностях примерно до 3-х ключевых знаков.

Постановка голоса.

Индивидуальное певческое развитие, развитие слуха, музыкальной памяти, певческой эмоциональности, выразительности, вокальной артикуляции.

Пение мягким и округлым не форсированным звуком. Вокально-ансамблевая работа: одновременное дыхание и атака звука. Элементы двух- и трехголосия. Пение гармонических интервалов, аккордов. Унисонное пение. Выработка дыхания. Разучивание песен индивидуально и в составе вокальной группы. Исполнение с ансамблем.

Ансамбль.

Теория.Значение термина "ансамбль".Роль каждого инструмента в группе.Подчинение общему художественному замыслу.

Практика.Слитное, слаженное исполнение всех музыкантов, Развитие музыкально-слуховой дисциплины. Соло и звуковой баланс между солистом и аккомпанементом. Чистота исполнения (строй). Основы сценического дыхания. Импровизация. Концертная деятельность.

Цели программы

Воспитание гармонически развитой личности, приобщение обучающихся к основам мировой музыкальной культуры, формирование музыкального вкуса и воспитание их идейно-нравственных и эстетических чувств.

Результат программы

Ожидаемые результаты:

учащиеся будут знать:

· квинтовый круг тональностей, интервалы в пределах октавы;

· аббревиатуру, аккорды с обращениями, элементы музыкальной формы.

· читать партии своих инструментов с листа, читать ритм, исполнять произведения соло или ансамбля с учетом динамических оттенков, петь с элементами двухголосия.

Особые условия проведения

Возраст 11-17 лет.

Материально-техническая база

1. Музыкальная студия.

2.Музыкальная аппаратура.

3. Музыкальные инструменты.