«Баскетбол»

Баскетбол является командным видом спорта. Этот вид спорта дает отличные навыки работы в команде, учит радоваться успехам других.

На занятиях секции учащийся получит основные навыки популярной игры и, возможно, навсегда полюбит зрелищный и захватывающей вид спорта.

 

Педагоги

Бирченко А. В. Педагог ДО, высшая категория

Коркин Н. А. Педагог ДО, Первая категория

Содержание программы

Теоретическая подготовка – обязательная часть общей подготовки баскет-болистов. Она дает сведения о системе спортивных занятий, о содержании и структуре двигательной деятельности, в том числе и спортивной деятельности. Теоретическая подготовка способствует не только осмыслению учащимися целей, содержания и результатов обучения, но и появлению собственных смыслов и пла-на на свое обучение. Теоретическая подготовка формирует у учащихся культур-ный «язык» описания той деятельности, которой они осваивают, что облегчает не только понимание содержание материала, которое осваивается, но и задает рамки конструктивной коммуникации между педагогом и учащимися, между учащими-ся.

Изучение теоретического материала осуществляется в форме бесед, докла-дов, обзорных лекций, рефератов или на специальных теоретических занятиях. Значительная часть теоретических знаний приобретаются учащимися в процессе практических занятий.

 

Темы теоретической подготовки

 

1. Физическая культура и спорт в России

Понятие «физическая культура». Физическая культура как составная часть общей культуры. Значение её для укрепления здоровья, физического развития.

 

2. Краткий обзор развития баскетбола в России за рубежом

История развития баскетбола в мире и в нашей стране. Развитие вида спорта в мире, России, крае.

 

3. Краткие сведения о функциональных органах и системах организма, влияние физических упражнений на организм человека

Понятие об анатомическом строении тела человека (костная система, связочный аппарат, мышцы). Общее понятие о системах кровообращения, дыхания, пищева-рения, выделения.

4. Гигиена, закаливание, режим питания

Понятия о гигиене и закаливание. Гигиенические требования к спортивной одеж-де и обуви. Значение закаливания, основы и принципы. Средства закаливания. Режим дня спортсмена. Режим питания.

 

5.Правила игры

Костюм игроков. Состав команды. Основные правила игры в баскетбол. Права и обязанности игроков, судей.

6. Оборудование и инвентарь.

Размеры и разметка площадки. Баскет-больное оборудование и инвентарь, его хранение.

Формы контроля: опрос, беседа, контрольное задание.

 

Раздел II. Общая физическая подготовка

 

Общефизическая подготовка баскетболистов основана на применении раз-нообразных средств, направленных на воспитание быстроты, силы, выносливости, ловкости, гибкости. Общая физическая подготовка укрепление опорно-двигательного аппарата, совершенствование функций внутренних органов и си-стем, улучшение координации движений и общее повышение уровня развития двигательных способностей. В качестве основных средств, здесь применяются упражнения из различных видов спорта, оказывающие общее воздействие на ор-ганизм занимающихся. К ним относятся общеразвивающие, гимнастические, ак-робатические упражнения, футбол, ручной мяч, плавание, лёгкая атлетика и д.р.

 

Темы теоретической подготовки раздела ОФП

 

Быстрота: 1. Что такое быстрота? Средства воспитания быстроты.

Сила:1. Что такое сила? Средства воспитания силы.

Выносливость: 1. Что такое выносливость? Средства воспитания выносливости.

Гибкость:1. Что такое гибкость? Средства воспитания гибкости.

Ловкость:1. Что такое ловкость? Средства воспитания ловкости.

 

Краткая характеристика основных физических качеств.

Сила – способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счёт мышечных усилий. Максимальная сила, которую может проявить человек зависит с одной стороны от биохимических характери-стик движения, с другой – от величины напряжения отдельных мышечных групп и их взаимного сочетания.

Быстрота – способность человека совершать двигательные действия в мини-мальный для данных условий отрезок времени.

Различают три формы проявления быстроты:

- латентное время двигательной реакции;

- скорость отдельного движения;

- частота движений.

Эти формы быстроты относительно независимы друг от друга. Сочетание трёх указанных форм определяет все случаи проявления быстроты. Обычно быстрота проявляется комплексно.

Гибкость – способность выполнять движения с большой амплитудой. Гиб-кость зависит от эластичности мышц и связок. Гибкость подразделяется на об-щую и специальную. Общая гибкость – подвижность во всех суставах, обеспечи-вающая выполнение жизненно необходимых двигательных действий. Специаль-ная гибкость- гибкость для выполнения специальных двигательных действий.

Ловкость – сложное комплексное качество, не имеющее единого критерия для оценки. Это способность быстро выбирать и выполнять нужное действие ис-ходя из требований быстроменяющейся обстановки Измерители ловкости (коор-

динационная сложность задания, точ-ность его выполнения, время выполне-ния задания).

Выносливость – способность к длительному выполнению какой-либо дея-тельности без снижения её эффективности. Выносливость, это способность про-тивостоять утомлению. Мерилом выносливости является время, в течение которо-го человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности

 

Примерные упражнения, способствующие воспитанию физических качеств:

 

Упражнения для воспитания силы.

- Упражнения с преодолением собственного веса: подтягивание из виса, отжима-ние в упоре, приседания на одной и двух ногах.

- Упражнения в лазании на рукоходе и на вертикальной лестнице

- Преодоление веса и сопротивления партнёра.

- Переноска и перекладывание груза.

- Упражнения с набивным мячом.

- Прыжковые упражнения (прыжки через скакалку, через препятствия, вверх до определенного ориентира и др.)

Упражнения для развития быстроты.

- Повторный бег по дистанции от 3 до 60 м со старта из разных исходных поло-жений и сходу, с максимальной скоростью.

- Бег за лидером.

- Выполнение общеразвивающих упражнений и упражнений с мячом в макси-мальном темпе.

Упражнения для развития гибкости.

- Общеразвивающие упражнения с широкой амплитудой движения.

- Упражнения с помощью партнёра (пассивные наклоны, отведение ног, рук до предела, мост, шпагат).

- Упражнения с гимнастической палкой или сложенной вчетверо скакалкой: наклоны и повороты туловища с различными положениями предметов (вниз, впе-рёд, верх, за голову, за спину);

- Перешагивание и перепрыгивание, «выкруты» и круги.

 

Упражнения для развития ловкости.

-Разнонаправленные движения рук и ног.

- Кувырки вперёд, назад, в стороны, с места, с разбега и с прыжка, с мячом, с гим-настической палкой.

- Перевороты вперёд, назад.

- Стойки на голове, руках, лопатках.

- Упражнения в равновесии на гимнастической скамейке с мячом, скакалкой, гимнастической палкой.

- Жонглирование мячами.

- Метание мячей в подвижную и неподвижную цель. Метание после кувырков, поворотов.

- Кувырки с различными перемещениями.

- переноска нескольких предметов одновременно (четырёх баскетбольных мячей).

- игра в мини-футбол, волейбол, пионербол.

 

Упражнения для развития общей выносливости:

· Бег равномерный и переменный до 1000 м.

· Дозированный бег.

· Спортивные игры на время: баскетбол, мини-футбол.

 

Раздел III. Техническая подготовка

 

В основе игры в баскетбол, как и любой другой спортивной игре, лежит техника. Чем совершеннее техника игроков, тем выше уровень их игры.

Баскетбол располагает разнообразными техническими приёмами. Чем выше класс игры баскетболиста, тем большим количеством технических приёмов он владеет и тем свободнее использует их в матче. Причём применяет он эти приёмы не по отдельности, а в различных сочетаниях, в зависимости от игровой обстанов-ки. Кроме того, технические приёмы игроку чаще всего приходится выполнять на большой скорости, молниеносно.

Овладевать техническими приёмами нужно с самого раннего возраста и в сочетании с элементами тактики.

Техническая подготовка баскетболистов включает: технику нападения и технику защиты.

· Техника нападения.

Процесс обучения технике нападения включает действия баскетболиста без мяча (техника передвижений) и действия с мячом (техника владения мячом).

Без мяча:

- Перемещения различными способами (ходьба, бег).

- Прыжки, остановки, обманные движения (финты), повороты.

С мячом:

- Бросок (с места, в движении, в прыжке одной и двумя руками);

- передача мяча (одной, двумя, с места и в движении);

- ведение мяча (правой, левой, на месте и в движении);

- повороты с мячом на месте (назад, вперёд);

- обманные движения (на бросок, на передачу, на ведение, "финты");

- ловля (одной, двумя).

 

· Техника защиты.

Включает технику передвижений и технику овладения мячом и противодействия.

 

Техника передвижений включает:

- стойки (противодействия игроку с мячом и без мяча).

- перемещения (правым, левым боком, скользящим шагом, продвинутым шагом,

приближающим шагом, отступающим шагом.).

- бег (бег лицом, спиной вперёд, со сменой направления).

- прыжки (с одной, с двух ног, с поворотами в безопорном положении).

Техника овладения мячом и противодействия включает:

- борьбу за мяч (выбивание, вырывание, накрывание, перехват, блокирование иг-рока).

- Защитные позиции, положение тела, работа ног, рук.

 

Теоретические сведения раздела "Техническая подготовка"

 

1. Общие сведения об основных технических приёмах игры, применение в нападении.

2. Общие сведения об основных технических приёмах игры, применение в за-щите.

Цели программы

Программа «Баскетбол» предоставляет возможности детям,  не получившим ранее необходимого уровня знаний и опыта (практики) занятий баскетболом или каким-либо другим видом спорта, имеющим различный уровень физической подготовки не только приобщиться к организованным занятиям баскетболом, но и укрепить здоровье, получить социальную практику общения в детском коллективе

Результат программы

Результатом образовательной деятельности детей по программе "Бас-кетбол":

1. Приобретение основ теоретических знаний по всем разделам теоретической подготовки.

2. Освоение базовых средств общей физической подготовки.

3. Освоение базовых приемов игры в баскетбол (перемещения, ведение мяча, передачи обманные движения, броски в кольцо различными способами).

4. Умение ориентироваться в действиях с партнёрами и соперниками.

5. Применение в игровой ситуации изученные способы ведения, передач, бросков мяча.

6. Освоение основ коллективной игры (взаимодействие двух и более игроков, противодействие соперникам).

7. Освоение основ судейской и инструкторской практики.

8. Участие во внутригрупповых и межгрупповых соревнованиях.

9. Повышение уровня функциональной подготовки.