«Школа исследователей»

Отличительной особенностью образовательной программы «Школа исследователей» является цельность и полнота системы получения учащимися умений учебно-исследовательской деятельности.

Программа рассчитана на 76 часов и предназначена для школьников 11-18 лет (5-11 класс), мотивированных к познавательной деятельности. Срок реализации программы – 1 год, в течение которого обучающиеся получат базовые знания и умения к организации своего самообразования в будущем. Параллельно школьники имеют возможность под руководством педагога и ученых пройти обучение в краевых дистанционных школах.

Результатом обучения могут стать исследовательские работы и проекты, которые школьники могут презентовать на крупнейших соревнованиях края, России и международных конкурсах.

Для абитуриентов – призеров конференций прибавляется от 1 до 10 баллов к сумме общих баллов ЕГЭ в зависимости от условий приема в тот или иной ВУЗ.

Педагоги

Муковозчикова Елена Николаевна – педагог дополнительного образования имеет высшую квалификационную категорию. За заслуги в области образования Российской Федерации награждена нагрудным знаком «Почётный работник общего образования Российской Федерации». Является победителем краевого конкурсного отбора лучших педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей, муниципального конкурса «Работник образования года». За высокие достижения педагог награждена Благодарственным письмом Министерства образования и науки Красноярского края, Почетным знаком программы «Шаг в будущее» и нагрудным знаком «Педагог – новатор» Российской научно-социальной программы для молодёжи и школьников «Шаг в будущее» МГТУ им. Н.Э. Баумана, медалью «За службу образованию» Благотворительного фонда наследия Менделеева МХТУ им. Д.И. Менделеева. Работа педагога высоко оценивается организаторами Краевого научного общества учащихся.

Елена Николаевна имеет Благодарственные письма от организаторов научных соревнований за подготовку победителей и призеров краевого форума «Научно-технический потенциал Сибири», Всероссийского конкурса юношеских исследований имени В.И. Вернадского, Всероссийской конференции учащихся «Научный потенциал – XXI», Международного конкурса научно-технических работ школьников старших классов «Ученые будущего», Международного конкурса исследовательских проектов "Google Science Fair".

Обучающиеся по программе "Школа исследователей за высокие достижения в области исследовательской деятельности стали победителями конкурсного отбора на получение Президентской премии, Губернаторской  стипендии имени академика Л.В. Киренского.

 

Расписание

Занятия проводятся раз в неделю по 2 академических часа (45 минут) с перерывом в 10 минут в малых группах

Содержание программы

Тема I. Научно – исследовательская деятельность. Методы научного исследования

Основное понятие исследования. Этапы исследовательской деятельности. Актуальность темы исследования, проблема, цели и задачи исследования. Научная гипотеза и её проверка.

План и организация исследования. Составление индивидуальной рабочей программы. Поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Отбор необходимых сведений.  Правила работы с журналом, газетой: составление библиографических карточек, подборка вырезок. Правила составления библиографии.

Литературный отбор. Составление представления о степени разработанности темы. Правила написания обзора. Оформление сведений об информантах при оформлении поисковых работ. Новизна работы. Практическое занятие по оформлению литературного обзора по теме исследования.

Исследовательский реферат. Отличие исследовательского реферата от других видов работ. Социологические методы исследования: опрос, интервьюирование, анкетирование. Правила ведения беседы, интервью. Правила составления анкет и проведения анкетирования. Применение статистических методов при обработке данных. Практическое занятие по использованию социологических методов исследования. Полевые исследования в биологии, географии, экологии

Эксперимент, наблюдение. Индивидуальное исследовательское задание в соответствии с темой исследования. Обработка полевых наблюдений, результатов эксперимента, статистических данных. Анализ их результатов. Правила обработки. Методы обработки.

Научная статья. Требования к оформлению научной статьи. Структура научной статьи. Практическая работа: оформление научной статьи.

Подготовка к защите исследования. Текст доклада. Тезисы выступления. Как правильно составить Чем отличаются от научной статьи, исследовательской работы.

Стендовый доклад. Отличие стендового доклада от выступления на конференции. Специфика защиты

Исследовательский проект. Виды проекта. Проблема. Проблемный вопрос. Проблемная тема. Гипотеза. Решение проблемы. Этапы работы над проектом. Презентация проекта.

 

Тема 2. Применение основ информатики в исследовательской деятельности

Работа в сети Интернет (поиск информации, иллюстративного материала). Всемирная паутина. Правила использования сети Интернет. Поисковые системы. Требования к оформлению исследовательских работ с помощью программ Microsoft Office. Результаты исследования и их обработка в Microsoft Office, (составление диаграмм, графиков, схем, иллюстраций). Создание презентаций в программе PowerPoint по теме исследований. Использование пакета Microsoft Office на сервере Google. Использование для создания буклетов программы Microsoft Publisher. Требования к оформлению стенда. Создание макета стенда в компьютерных средах.

3. Защита исследовательских работ, оценка результатов

Защита исследовательских работ на конференциях, конкурсах разного уровня (муниципального, регионального, всероссийского, международного). Рефлексия, взаимооценка исследовательских работ. Планирование дальнейшей работы над исследованием, проектом.

 

Цели программы

Развитие исследовательских способностей у обучающихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской деятельности

Результат программы

1.По окончании изучения программы «Школа исследователей» учащиеся должны знать:

основы методологии исследовательской деятельности;
структуру и правила оформления исследовательской работы.


2.По окончании изучения программы «Школа исследователей» учащиеся должны уметь:

формулировать тему учебно-исследовательской работы, доказы­вать её актуальность;
составлять индивидуальный план учебно-исследовательской работы;
выделять объект и предмет учебно-исследовательской работы;
определять цель и задачи учебно-исследовательской работы;
формулировать гипотезу учебно-исследовательской работы;
работать с различными источниками информации, в том числе, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;
выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности адекватные задачам учебного исследования;
оформлять теоретические и экспериментальные результаты учеб­но-исследовательской работы;
рецензировать чужую учебно-исследовательскую работу;
презентовать исследовательскую работу на научных соревнованиях различного уровня.

Особые условия проведения

Обучение по программе может сочетаться  с  получением образования в дистанционных краевых школах "Юный исследователь" и "Виртуальная школа", очно-заочной школе "Экспедиция к успеху"

Материально-техническая база

Лабораторное оборудование, цифровые и оптические микроскопы, радиометр, полевое снаряжение, коллекции минералов и горных пород, почв, проектор, персональные компьютеры, видеофильмы, презентации по разделам программы.